Цель: использовать технологию «обучение действием» для обучения
педагогов без отрыва от повседневной работы.
Состав команды:
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Место работы |
Должность |
1 |
Авсянович Татьяна Михайловна |
ГУО «Областной аграрно-технический профессиональный лицей» |
преподаватель |
2 |
Княжевич Екатерина Анатольевна |
преподаватель |
|
3 |
Баева Наталья Викторовна |
замдиректора по УР |
|
4 |
Пирская Мария Петровна |
преподаватель, методист |
Многие методические инновации связаны сегодня с применением современных методов обучения, что, в свою очередь, требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Где и как этому учиться?
Лучший, на наш взгляд, способ – используя технологию «обучение действием». Актуальность её в том, что педагог является субъектом данной деятельности; в ходе обучения он приобретает новый профессиональный и личностный опыт, практически овладевает новыми методами и формами работы, решает профессиональные педагогические задачи, применяет инновации в образовательном процессе, осуществляет практическое самообразование, проявляет творческую активность. А самое главное – процесс обучения осуществляется без отрыва от повседневной работы.
Технология «обучение действием» используется коммерческими и некоммерческими организациями, частными и государственными образовательными учреждениями в качестве эффективного средства обучения и развития уже более 30 лет.
«Обучение действием» является «обучением через работу». Суть технологии наиболее емко отражают 5 ключевых элементов: проблема, человек, группа, действие и обучение.
Под проблемой в «обучении действием» понимается задача, не имеющая однозначного решения, сложная и комплексная, требующая достаточно много времени на решение, например, применение педагогами лицея современных методов обучение в своей работе.
Технология рассчитана на участие заинтересованных людей, готовых взять на себя ответственность и риск решения проблемы и собственного развития. В этом и есть принципиальное отличие «обучения действием» от традиционных методов обучения.
Группа. Процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи (проекта) происходит параллельно с изучением опыта нескольких других, аналогично мыслящих людей, через задавание вопросов, помогающих каждому участнику рабочей группы прояснить для себя, что он должен делать и как. Каждый участник группы также знает, что все предпринятые им шаги будут скрупулезно проанализированы группой с его участием, чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующий конкретный шаг. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника.
Каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей. Спланировав на очередном заседании группы следующий шаг в решении проблемы, участник должен будет к следующему заседанию этот шаг реализовать. Таким образом, периоды размышления и обдумывания в группе обязательно чередуются с индивидуальными действиями по реализации запланированных шагов.
У «обучения действием» следующие принципиальные особенности:
Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями.
Они учатся друг у друга, а не у “учителя”.
Участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций.
Уже сам процесс “обучение действием” способствует возникновению нового мотива в практической деятельности каждого участника.
Вариант применения технологии
«обучение действием » в учебном заведении.
«Применение педагогами лицея современных методов обучения».
Проекты |
Рабочие заседания обучающихся групп |
Результат реализации проекта |
Развивающее обучение |
1 2 3 4 …n |
Педагог сможет осуществлять обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей; Будет способствовать развитию умственной деятельности учащихся, исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде реферата, доклада, выступления на научно-практических конференциях |
Технология коммуникативного обучения |
1 2 3 4 …n |
Педагог способствует усвоению знаний, развитию умений, навыков, коммуникативных качеств личности учащегося при помощи взаимообучения ребят, поабзацной проработки текстов, обмена мнениями и др. |
Обучение в сотрудничестве |
1 2 3 4 …n |
Педагог направляет и способствует развитию у учащихся взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализует потребности в расширении информационной базы обучения. Разрабатывает новые подходы к объяснению учебного материала. |
Технология проектного обучения |
1 2 3 4 …n |
Педагог способствует получению углубленных знаний по отдельным темам; формированию общеучебных умений учащихся; развитию творческой самостоятельности; формированию интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы. |
Мобильное обучение |
1 Применение вспомогательных мобильных приложений (Считыватель QR-кода, TapSkanner, Finder, Speechnotes – Речь-в-текст и др.) для разработки дидактического материала к занятиям. 2 Использование Google-технологий в создании электронных средств обучения. 3 Применение в педагогической деятельности офисных приложений через «Облачные» сервисы. 4 Создание электронных тестов для тематического, промежуточного и итогового контроля, а также самоконтроля учащихся. 5 Работа с мобильными приложениями Plikers, Sokrative
|
Преподаватель использует самые новые достижения из области науки и техники, систематически контролирует уровень подготовленности учащихся; педагог получает возможность безграничного накопления учебного материала. Учащиеся, заинтересованные в повышении уровня образования, самостоятельно пользуются учебным материалом, проверяют уровень усвоения знаний, проводят самооценку. |
Итоговая конференция Использование современных педагогических технологий в учебном процессе |
Технология «обучение действием», безусловно, не панацея. На практике запустить и полноценно реализовать Программу «обучения действием» не так просто, ведь мы никогда не сможем предсказать и точно описать её результат. И в этом смысле «обучение действием» - это сознательный выбор руководства организации, поскольку это не только способ обучения и развития работников, но и очень действенный способ изменения всего учреждения.