Технология «Обучение действием» в методической работе

    Цель: использовать технологию «обучение действием» для обучения

    педагогов без отрыва от повседневной работы.

    Подробнее

    Состав команды:

    п/п

    Фамилия, имя, отчество

    Место работы

    Должность

    1

    Авсянович

    Татьяна Михайловна

    ГУО «Областной аграрно-технический профессиональный лицей»

    преподаватель

    2

    Княжевич

    Екатерина Анатольевна

    преподаватель

    3

    Баева

    Наталья Викторовна

    замдиректора по УР

    4

    Пирская

    Мария Петровна

    преподаватель,

    методист

    Многие методические инновации связаны сегодня с применением современных методов обучения, что, в свою очередь, требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Где и как этому учиться?

    Лучший, на наш взгляд, способ – используя технологию «обучение действием». Актуальность её в том, что педагог является субъектом данной деятельности; в ходе обучения он приобретает новый профессиональный и личностный опыт, практически овладевает новыми методами и формами работы, решает профессиональные педагогические задачи, применяет инновации в образовательном процессе, осуществляет практическое самообразование, проявляет творческую активность. А самое главное – процесс обучения осуществляется без отрыва от повседневной работы.

    Технология «обучение действием» используется коммерческими и некоммерческими организациями, частными и государственными образовательными учреждениями в качестве эффективного средства обучения и развития уже более 30 лет.

    «Обучение действием» является «обучением через работу». Суть технологии наиболее емко отражают 5 ключевых элементов: проблема, человек, группа, действие и обучение.

    Под проблемой в «обучении действием» понимается задача, не имеющая однозначного решения, сложная и комплексная, требующая достаточно много времени на решение, например, применение педагогами лицея современных методов обучение в своей работе.

    Технология рассчитана на участие заинтересованных людей, готовых взять на себя ответственность и риск решения проблемы и собственного развития. В этом и есть принципиальное отличие «обучения действием» от традиционных методов обучения.

    Группа. Процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи (проекта) происходит параллельно с изучением опыта нескольких других, аналогично мыслящих людей, через задавание вопросов, помогающих каждому участнику рабочей группы прояснить для себя, что он должен делать и как. Каждый участник группы также знает, что все предпринятые им шаги будут скрупулезно проанализированы группой с его участием, чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующий конкретный шаг. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника.

    Каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей. Спланировав на очередном заседании группы следующий шаг в решении проблемы, участник должен будет к следующему заседанию этот шаг реализовать. Таким образом, периоды размышления и обдумывания в группе обязательно чередуются с индивидуальными действиями по реализации запланированных шагов.

    У «обучения действием» следующие принципиальные особенности:

    Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями.

    Они учатся друг у друга, а не у “учителя”.

    Участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций.

    Уже сам процесс “обучение действием” способствует возникновению нового мотива в практической деятельности каждого участника.

    Вариант применения технологии

    «обучение действием » в учебном заведении.

    «Применение педагогами лицея современных методов обучения».

    Проекты

    Рабочие заседания обучающихся групп

    Результат реализации проекта

    Развивающее обучение

    1

    2

    3

    4

    …n

    Педагог сможет осуществлять обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей; Будет способствовать развитию умственной деятельности учащихся, исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде реферата, доклада, выступления на научно-практических конференциях

    Технология коммуникативного обучения

    1

    2

    3

    4

    …n

    Педагог способствует усвоению знаний, развитию умений, навыков, коммуникативных качеств личности учащегося при помощи взаимообучения ребят, поабзацной проработки текстов, обмена мнениями и др.

    Обучение в сотрудничестве

    1

    2

    3

    4

    …n

    Педагог направляет и способствует развитию у учащихся взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализует потребности в расширении информационной базы обучения. Разрабатывает новые подходы к объяснению учебного материала.

    Технология проектного обучения

    1

    2

    3

    4

    …n

    Педагог способствует получению углубленных знаний по отдельным темам; формированию общеучебных умений учащихся; развитию творческой самостоятельности; формированию интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы.

    Мобильное обучение

    1 Применение вспомогательных мобильных приложений (Считыватель QR-кода, TapSkanner, Finder, Speechnotes – Речь-в-текст и др.) для разработки дидактического материала к занятиям.

    2 Использование Google-технологий в создании электронных средств обучения.

    3 Применение в педагогической деятельности офисных приложений через «Облачные» сервисы.

    4 Создание электронных тестов для тематического, промежуточного и итогового контроля, а также самоконтроля учащихся.

    5 Работа с мобильными приложениями Plikers, Sokrative

    1. 6. Социальные сети-сервис обмена наработками

    Преподаватель использует самые новые достижения из области науки и техники, систематически контролирует уровень подготовленности учащихся; педагог получает возможность безграничного накопления учебного материала. Учащиеся, заинтересованные в повышении уровня образования, самостоятельно пользуются учебным материалом, проверяют уровень усвоения знаний, проводят самооценку.

    Итоговая конференция

    Использование современных педагогических технологий в учебном процессе

    Технология «обучение действием», безусловно, не панацея. На практике запустить и полноценно реализовать Программу «обучения действием» не так просто, ведь мы никогда не сможем предсказать и точно описать её результат. И в этом смысле «обучение действием» - это сознательный выбор руководства организации, поскольку это не только способ обучения и развития работников, но и очень действенный способ изменения всего учреждения.